ПОЗНАВШИЕ ВОЙНУ

Дети войны… Они в неё не играли. Они в ней жили. Этой теме посвящается международный творческий конкурс, объявленный Союзом журналистов Москвы. В нём участвуют и представители Приднестровья.

…Я смотрю на эти милые лица уже немолодых людей, и на сердце становится тепло. Это ветераны-педагоги, однокурсницы, которые вместе учились в Тираспольском пединституте на физико-математическом факультете, а потом преподавали в школах математику. Мария Гавриловна Гвоздицкая (на снимке справа) – в селе Вадатурково Рыбницкого района, Валентина Викторовна Галяс – в Белочах. Даже достигнув пенсионного возраста, они ещё несколько лет продолжали учить детей. Но и выйдя на заслуженный отдых, не прекратили служить людям, занимаются общественной работой. А дружба двух педагогов крепка и нерушима и продолжается уже более шестидесяти лет. У них много общего. Когда начала война, Марии Гавриловне было три года, а Валентине Викторовне и того меньше – всего два.

– Хотя в годы войны мне было совсем немного лет, я хорошо запомнила это суровое, жестокое время. Нас у матери было трое детей. В нашем селе Шершенцы Кодымского района были и немцы, и румыны, которые чувствовали себя здесь хозяевами – им Гитлер обещал отдать землю аж до Южного Буга. Тогда, конечно, я этого не знала. Отца, как и многих наших военнообязанных мужчин, не успели мобилизовать в армию, и его немцы забрали из села на работу, – вспоминает Мария Гавриловна. – Мама осталась одна с детьми. Была у нас корова Милка, и румыны заставили мать пахать на ней пашню. В пару ей дали соседку, тоже с коровой. Целый день они мучили скотину, заставляя тянуть плуг. Из сил выбивались и люди, и животные… А вечером их ещё и доили, потому что надо было детей накормить. Три дня пахали, а на четвёртый день Милка не могла подняться на ноги. А надо на поле идти, румыны так приказали. Мать корову и уговаривала, и хворостиной била, а она лежит, только слёзы катятся из глаз. Тогда я первый раз увидела, как коровы плачут. Пришёл румын с нагайкой, кричит: «Почему не на работе?». А мать повела его в сарай: «Обессилела моя корова, не поднимается…». Трое босоногих перепуганных детей окружили мать, взглядом умоляя солдата: «Не трогай нашу маму…». Он нахмурился: «Пойдёшь стирать бельё солдатам!».

Корову мать спасла, поставила на ноги – как же без молока с тремя детьми?

На работу приходилось ходить каждый день. Румыны сохранили и звенья, и бригады, которые были в колхозе, – так легче было организовать полевые работы. Командиры румынские вели себя, как помещики, и считали землю своей собственностью. Работать людей заставляли весь световой день. За каждую провинность стегали нагайкой, а могли и пристрелить…

Когда наше село освободили советские войска, отца забрали в армию. Отец после окончания войны вернулся домой. А я пошла в школу. Жили очень бедно, но училась я жадно. Закончила 8-й класс, затем бухгалтерский техникум в Маркулештах. Получила направление на работу в бухгалтерию колхоза Вадатурково. В этом селе в школе работала Валентина Галяс. Там и состоялось наше знакомство…

Судьба Валентины Викторовны не менее интересна. Когда началась война, Вале Катиной (девичья фамилия В. Галяс) было всего два года. Незадолго до этого её отца, инженера-связиста, перевели на работу из Куйбышева (ныне Самара) на Камчатку, куда он поехал с женой и маленькой Валентиной. Старшая дочка осталась с бабушкой. На Камчатке и застала семью новость о войне. «Я была слишком мала, чтобы помнить все подробности жизни в то время. Помню, что отца забрали на фронт. А мама с другими женщинами вечерами вязала варежки и носки из медвежьего меха для наших солдат и говорили о коварстве японцев – не знали, что ждать от них. Мы вернулись в Самару сразу после войны. Я окончила школу, поступила в пединститут. Нам по семейным обстоятельствам пришлось переехать в Молдавию, мы обосновались в Белочах. А работала я в школе села Вадатурково. Там познакомилась и с будущим мужем, и с Марией Гавриловной. Как-то она поведала мне, что мечтает стать учительницей. А так как мне пришлось доучиваться в Молдавии, мы вместе решили поступать в пединститут. После его окончания Мария стала работать в вадатурковской школе, а я – в селе Белочи… У меня было девять выпусков, когда я работала преподавателем математики и физики, несколько лет была директором школы. Многие мои ученики состоялись как специалисты, как яркие, заметные личности. Бывшая ученица Наталья Харитонова окончила МГУ, там же и работает. Она часто выступает на телеканале «Звезда» в передаче «Открытый эфир». Я видела её не один раз и радуюсь её успехам».

После завершения трудовой деятельности Валентина Викторовна успела поработать некоторое время главой сельской администрации, много лет возглавляла совет ветеранов, а теперь руководит группой «Дети войны». Обе мои героини состоялись как талантливые педагоги, как матери и бабушки. Конечно, война оставила след в их сердцах. Но главное – они сумели сохранить в себе любовь к людям и к жизни, достоинство, честь и желание творить добро.

Говорят, у войны не женское лицо. И не детское. Но эти люди, которых в самом раннем детстве коснулось чёрное крыло войны, силой духа и верой в себя смогли выстроить правильную и сильную линию жизни, научились ценить каждую минуту, и ни одной фальшивой ноты не услышала я за всё время нашего знакомства! Настолько они естественны и честны перед людьми и перед собой.

А ещё, несмотря на солидный возраст (87 и 86 лет), обе – и Мария Гавриловна, и Валентина Викторовна – сохранили ясный аналитический склад ума и прекрасную память. Потому что математики. Не зря Мария Гавриловна часто любила повторять цитату Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Может, по паспорту они и немолоды, а душевное состояние – моложе иных двадцатилетних…

Не перестаю восхищаться вами, мои дорогие дети войны – ветераны педагогического труда, патриоты родной земли, прекрасные женщины Мария Гавриловна Гвоздицкая и Валентина Викторовна Галяс!

Долгих лет жизни вам и мирного неба над головой!

Дина Листюгина. г. Рыбница.

Фото автора.

Газета «Приднестровье» 04.10.2025 г.