---
ЧЕТВЁРКА ОТВАЖНЫХ

Приднестровье помнит и передаёт из поколения в поколение правду о подвигах защитников нашей Родины в суровые годы Великой Отечественной войны. Четверо тираспольчан стали Героями Советского Союза: Бочковский Владимир Александрович, Щербинко Павел Андреевич, Павлоцкий Михаил Аркадьевич, Черниенко Георгий Георгиевич. Мы продолжаем публиковать материалы, посвящённые жизни ветеранов.
ПРЫЖОК В ВЫСОТУ
Владимир Бочковский остановился у ручья. Набрал полную горсть воды и плеснул себе в лицо. Вода в ручье, стекавшим с верховий Карпатских гор, была хрустально чистая и холодная. После тяжелых боёв в Карпатах хотелось тишины.
Бочковский снова плеснул в лицо водой. Вдруг вспомнилось, как в первый раз прыгнул со скалы в море. Морская вода тогда больно ударила в лицо и грудь. В 1932 году его семья переехала в Крым из Тирасполя, где он родился 28 июня 1923 года. Первое впечатление от моря было неописуемым. Целыми днями он пропадал на пляже с местными пацанами. А однажды поспорил на перочинный ножик, что спрыгнет с высокой скалы в море.
Он улыбнулся от воспоминаний о детстве.
В Крыму в городе Алушта прошли его школьные годы. После окончания десятилетки поступил в Харьковское танковое училище. Но в мирную жизнь ворвалась война с Германией. Закончив училище в 1942, был направлен на фронт в составе 1-й гвардейской танковой бригады на Брянский фронт. Здесь состоялось его боевой крещение. Уже в августе 1942 года у деревни Силяево получил первое ранение.
Владимир коснулся ноги, тупая боль напомнила о ранении.
После лечения вернулся в свою танковую бригаду, которая была переброшена на Калининградский фронт. В декабре 1942 года он получил свою первую награду – медаль «За отвагу».
Он снова умылся ледяной водой, настроение было хорошее. Утром политрук сообщил ему, что получена радиограмма о награждении его орденом Суворова 3 степени. Бочковский оглянулся: из леса доносилось пение птиц, тихо журчал ручей, вроде и нет войны уже.
Владимир присел на большой камень у ручья. Посмотрел на ожоги на руках – память о Курской битве, горел в танке.
– Да, крепко мы там били фашистов летом 1943-го! с гордостью подумал Бочковский. – Курская битва – ключевая битва Великой Отечественной войны. Мы приняли жестокий бой у населенного пункта Яковлево. Всё слилось в один единый гул: гул сотни двигателей, от взрывов лопались перепонки и кровь шла из ушей. Земля горела. По полю были разбросаны тела убитых и раненных танкистов, горящими вылезающих из люков подбитых танков. Тогда моя рота танков Т-34-85, несмотря на превосходство сил противника, уничтожила 16 немецких боевых машин и тяжёлых танков, в том числе три «Тигра».
Перед глазами вставали лица боевых товарищей, вместе с которыми горел в танке. Владимир закрыл лицо руками, и так сидел, упиваясь тишиной и пением птиц. Потом ещё немного постоял, любуясь Кодрами. Он не знал, что за освобождение украинских городов, 26 апреля 1944 года, ему присвоят звание Героя Советского Союза, что в боях за Зееловские высоты, в 50 километрах от Берлина, будет снова гореть в танке, получит тяжёлое ранение и выпишется из госпиталя лишь осенью 1945 года.
За время войны он получит шесть ранений, пять раз будет гореть в танке. Лично уничтожит 36 танков. За отвагу и мужество Родина наградит его орденами Ленина, Красной Звезды, Суворова, Богдана Хмельницкого, Красного Знамени, Отечественной войны и орденом «За службу родине в вооруженных силах СССР». В 20 лет он стал Героем Советского Союза.
Всю свою жизнь Бочковский отдал службе в армии.
В 1954 году Владимир Александрович окончил Военную академию бронетанковых войск СССР, затем был направлен на учёбу в Военную академию Генштаба. В 1974 году ему присвоено звание «генерал-лейтенант» танковых войск. В 1980 году он вышел в отставку и переехал жить в Тирасполь.
Скончался Бочковский В.А. в мае 1999 года и похоронен на Аллее Славы в Тирасполе. В честь героя в Тирасполе назван переулок, его имя увековечено на мемориальной доске на доме, где он жил.
НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА

– Кёнигсберг… Как долго мы шли сюда. Совсем скоро наша Победа! — думал полковник Щербинко сидя в коридоре госпиталя, где он лечился после ранения. Он ждал документы на выписку. Вдруг послышались громкие голоса,
Широко открылась входная дверь, и группа солдат на носилках внесла раненного полковника.
– Несите сразу в операционную. Положение серьёзное! – командным голосов сказал главврач.
Мимо бежала медсестра.
– Что тяжёлое ранение у полковника? — остановил ее вопросом Павел.
– Да, очень. – объяснила медсестричка. – А Вы зайдите к врачу. Ваши документы уже готовы.
Щербинко зашёл в ординаторскую. Там разговаривали два врача:
– Привезли Героя Советского Союза. Состояние тяжёлое. Вот его документы: родился в Молдавии. Командовал артиллерией 16-го гвардейского стрелкового корпуса 11-й гвардейской армии Белорусского фронта. Полковник Полецкий.
Павел Андреевич замер от услышанного.
– Мой земляк. Вот ведь судьба, где встретиться, – удивлённо проговорил он.
Врач отдал документы, и Павел вышел на улицу, где его ждала машина. Он опять возвращался в свою часть, которая стояла недалеко от Пиллау на берегу Балтийского моря. Машина прыгала по «вспаханной» снарядами улице Кёнигсберга. Павел смотрел на руины разрушенного города и вспомнил родной южный городок Тирасполь, где он родился 28 ноября 1904 года. В 1918 году пошел служить в Красную армию. В годы Гражданской войны воевал в составе сводного полка Одесского ревкомитета на Южном фронте. С кем только не пришлось воевать: с белыми, Петлюрой и еще десятками банд, засевших в степях Одещины. Тогда и решил стать военным В 1934 году окончил в Одессе артиллерийские курсы и был назначен комендантом гарнизона Детского села (бывшее Царское село). Прошёл финскую компанию 1939-1940 годов.
Великая Отечественная война застала его в Украине. В июле 1942 года был назначен начальником артиллерии 17-го укрепрайона. Участвовал в битве за Москву, на Курской дуге.
Массовое применение танков на Курской дуге требовало мер по организации борьбы с ними и создание новых полков противотанковой обороны. Весной 1943 года Щербинко получил должность командира отдельного истребительно-противотанкового полка.
– Курская битва стала для нас экзаменом на прочность. Немецкие танки не смогли пройти советскую танковую оборону. Как бы противник не менял направление танковых ударов, он натыкался на массированный огонь советских бойцов. В ходе сражения истребительно-противотанковая артиллерия моего полка выполнила поставленную задачу: обескровила и остановила силы противника! – с гордостью думал Павел Андреевич. – Это не только мне, а всем, кто сражался там в сентябре 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Но получить тогда награду не получилось…был ранен…и вот здесь под Кёнигсбергом, в марте 1945 года, опять ранение.
Машина всё дальше удалялась от Кёнигсберга, уже недалеко был Пиллау, где он и встретит День Победы.
А вот заслуженные боевые награды нашли его только после войны. В 1947 году в Кремле Павлу Андреевичу Щербинко был вручены орден Ленина и «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.
В 1945 году он вышел в отставку. Жил в Москве, где работал нештатным комендантом города Пушкино Московской области. Скончался 18 сентября 1986 года и похоронен в Москве.
ИНТЕРВЬЮ

Раздался резкий телефонный звонок. Михаил Аркадьевич приглушил звук телевизора и взял телефонную трубку.
– Добрый день, Михаил Аркадьевич, ¾ раздался в трубке строгий мужской голос.
– Здравствуйте.
– Вам звонят из редакции газеты «Вечерний Киев». Мы хотели бы взять у Вас интервью. Могли бы Вы нам рассказать о своих боевых дорогах?
Договорившись о встрече, Павлоцкий подошёл к окну. Древний Киев жил своей мирной жизнью – жизнью, за которую он и его друзья боролись на фронтах Великой Отечественной войны.
– Как же время летит!
Павлоцкий сел на диван и достал фотоальбом…
Его детское маленькое фото, старые фото родителей. Родной Тирасполь, в солнечной Молдавии, где родился 5 февраля 1922 года. Школа № 6 в центре города.
В памяти всплыла площадь, мост через речку, протекающую через площадь, дикий пляж на Днестре, куда бежали после школы купаться. Очень любил читать, особенно книги о Гражданской войне, еще мальчишкой мечтал стать военным. В 1941 году окончил Ленинградское военно-пехотное училище. Будучи ещё курсантом участвовал в боевых действиях на Лужском фронте в августе 1941 года.
После училища был направлен в действующую армию начальником связи 62-го зенитного полка. Вспомнились бои на Волховском, Ленинградском, Брянском и Центральном фронтах. Особенно памятным было форсирование реки Днепр, севернее Киева.
Михаил Аркадьевич снова подошёл к окну и долго смотрел на ночной Киев.
– Не таким я впервые увидел тебя, мой город, в 1943 году. Руины, разрушенные дома, пожары. Тяжёлые бои шли за твоё освобождение…
Вспомнил, как двое суток с группой бойцов отстаивали небольшой плацдарм, обеспечивая переправу советских войск через реку Днепр. Его подразделение отражало нападение вражеской боевой техники до прихода подкрепления. Днепр с высоким обрывистым берегом представлял собой естественную преграду и являлся главной частью укрепрубежа. Советские войны проявили невиданный героизм, разгромив 118 немецких дивизий. Даже фашисты удивлялись смелости советских бойцов. Форсирование Днепра – единственное сражение, где звание Героя Советского союза получило 2438 воинов. Тогда, в сентябре 1943 года, ему тоже было присвоено звание Героя Советского Союза.
– Не отдали мы тогда фашисту ни пяди земли! Выполнили свой долг, но не сдали плацдарм, тем самым обеспечив переправу наших через Днепр! – с гордостью подумал Павлоцкий.
Михаил Аркадьевич подошёл к шкафу и открыл дверцу. Среди костюмов висел его военный парадный мундир. Он бережно коснулся рукой орденов и медалей, Звезды Героя Советского Союза, прикрепленных к военному мундиру. Рядом висел еще один мундир – мундир офицера МВД.
После увольнения в запас из армии Павлоцкий окончил Высшую школу МВД и продолжил службу во внутренних войсках. Ушёл в запас в звании подполковника.
Награждён орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденом Красного Знамени, орденом Ленина, двумя орденами Красной Звезды.
Умер Павлоцкий М.А. 3 июня 1999 года и похоронен в Киеве.
БОМБАРДИРОВЩИК С ЖЕЛЕЗНЫМИ НЕРВАМИ

Море плескалось у самых ног. Волны то набегали на берег, то снова откатывались назад. Был август 1981 года… Геогрий Георгиевич Черненко смотрел на море и на город.
– Одесса – мой город родной с множеством парков, зелёными улицами, засаженными акациями и каштанами, Уникальная архитектура домов, театров, музеев. Дерибасовская, Приморский бульвар, Привоз… А одесский говор и юмор… Ни разу не пожалел, что переехал сюда жить, – сказал он слегка улыбаясь. – Большую цену мы заплатили за твое освобождение от фашистов. Одесса — мой город Герой!
Георгий Георгиевич снова посмотрел на море. Вспомнился август 1941 года, когда он с самолёта прикрывал здесь корабли, увозившие бойцов, оборонявших город. По четыре раза в сутки в небо поднимались самолеты нанося удары по врагу. Фашисты бомбили наши корабли, методично атакуя, сбрасывая сотни бомб и поливая лавиной пуль. Обломки взорванных кораблей и тела погибших покрывали акваторию порта и уносились волнами в море. Море кипело, клубы пара поднимались к небу как белые ангелы, растворяясь вверху как будто души погибших моряков.
– Немцы и румына наступали со стороны Молдовы, республики, где я родился 25 декабря 1904 года, в городе Тирасполе. Там окончил семилетку и пошёл работать с отцом на Кирпичный завод, одновременно учился на рабфаке. В 1927 году уехал на Донбасс, работал на шахтах.
В 1919 году призвали в армию. Ещё в детстве очень любил наблюдать, как в небе кружат самолёты. Часто летал во сне. После службы поступил в лётную школу пилотов в Севастополе. С июня 1933 года служил инструктором-пилотом Ейского военно-морского училища лётчиков. С начала 1939 года – замкомандира эскадрильи 2-го минно-торпедного авиаполка, в составе которого и встретил Великую Отечественную войну.
В ноябре 1942 года получил первую боевую награду – орден Красного Знамени.
Все годы войны, а потом моей службы были связаны с Черноморским флотом. Участвовал в боях за освобождение любимой Одессы и Севастополя. В полку ребята называли «бомбардировщиком с железными нервами». А 24 июля 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Большая награда и огромная ответственность! Не только я, а все они Герои, мои друзья-однополчане. С октября 1943 года был назначен старшим инспектором ВВС Черноморского флота. До 1950 года командовал лётным центром авиации военно-морских сил, а с декабря 1950 перешёл на испытательную работу: лётчик-испытатель 986 – го отдельного авиаполка ВМС. В 1955 году уволен в запас.
Георгий Георгиевич еще долго смотрел на море, а когда в воде отразились первые звёзды, он медленно пошёл домой по Приморскому бульвару. Годы брали своё, но он не переставал восхищаться городом — этой «жемчужиной у моря», которая давала ему новые силы.
За ратные подвиги в годы Великой Отечественной войны Черниенко был награждён двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного знамени, Орденом Нахимова и Красной Звезды. Имя Героя высечено на памятнике защитникам Севастополя, на мемориальном комплексе «Вечность» в Кишинёве, на мемориальной доске на здании гимназии в городе Тирасполе, где он учился и на доске Дома офицеров. Бюст его установлен на Аллее Славы в Крыму.
Черниенко Георгий Георгиевич умер 17 февраля 1982 года и похоронен в городе Одессе.
Наталья Яковлевна Елфутина